Концепция 2022-2023 года

Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития детей

В дошкольном возрасте общение предполагает развитие речи, эмоций, которые выражаются мимикой, жестами, движениями. Для таких проявлений актуальными являются игры, побуждающие к установлению речевых контактов со сверстниками, развивающие коммуникативные навыки, и игры, где нужны согласованные действия, взаимопомощь, театрализованные игры.
Театр любят все! Это удивительное место, где мир сказок и чудес представляют нам артисты и знакомят зрителя с героями.

Мы не первый год занимаемся театрализованной деятельностью. После проведения очередного анализа развития коммуникативных навыков детей в театрализованной деятельности, выяснилось, что дети стали более доброжелательными  друг к другу, могут самостоятельно договориться,  вступают в контакт со взрослыми, но мало используют средства выразительности.

Такое состояние детей нашей группы побудило нас продолжить заняться театрализованной деятельностью. Мы используем основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игру, а точнее театрализованные игры. Детям нужны активные игры, побуждающие к установлению контактов со сверстниками, развивающие их коммуникативные навыки, в которых нужны согласованные действия, взаимопомощь. Театрализованные игры учат детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, подражать положительным героям, учат взаимодействовать в различных ситуациях. Они воспитывают у детей такие качества личности как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать другим людям, чувство взаимопомощи. Детям нравиться быть актерами, артистами, они легко вживаются в роль своего персонажа.

Поэтому цель нашей работы: развитие социально-коммуникативных навыков у детей через театрализованную деятельность.

Для развития детей в театрализованной деятельности мы ставим следующие задачи:

  • создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, развития творческой активности детей (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д.);
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином образовательном процессе;
  • способствовать развитию навыков общения, адекватного поведения, воображения и творческих способностей;
  • формировать у детей положительное отношение к окружающим, правильной самооценки.

Подготовка к театрализованной деятельности детей проходит в несколько этапов. Вначале,  знакомят детей со сказкой, коротким рассказом, а затем проводят по ним короткую беседу, поясняющую и выясняющую понимание содержания. Например, после чтения С. Маршака «Котята» Спрашиваю у детей : «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?», «По каким словам»«А потом что произошло».

Чем полнее и эмоциональнее воспринимают произведение дети, тем легче им будет потом инсценировать сказку, потешку, стихотворение. Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев, мы используем следующие упражнения: например, читаем отрывок из сказки и спрашиваем:  «Вы согласны, что эта песня принадлежит козе, а не волку из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушки – ребятушки, отворитеся, отопритеся…») Почему вы так думаете?» Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определенный образ.

Большую роль в осмыслении материала играет рассматривание иллюстраций в детских книгах, а так же видеофильмы по различным произведениям, посещение театров.

Особое внимание уделяем анализу эмоциональных состояний персонажей, изображённых на картинках, участвующих в театральных постановках («Что с ним?», Почему он плачет?» и др.) После этого предлагаем одному ребёнку вместе со мной разыграть диалог двух персонажей. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся при помощи речи, ее эмоциональному перевоплощению в героя персонажа.

Работа в основном строится по единой схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроя;
  • театрализованная деятельность (В равных формах, где каждый ребёнок имеет возможность реализовывать свой творческий потенциал;
  • эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого используем разнообразные приемы:

  • Театральные этюды и упражнения (примеры)
  • Игры на превращения
  • Игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических действий
  • Игры на развитие двигательных способностей
  • Музыкально-пластические импровизации
  • Жесты
  • Артикуляционная гимнастика (зарядка для губ, зарядка для шеи, зарядка для языка)
  • Упражнения на дыхание
  • Сочини сказку
  • Придумай диалог
  • Расскажи сказку от имени героя или от своего имени
  • Скороговорки

Поскольку ребенок играет сам, то использует все средства выразительности : интонацию, мимику, пантомимику, жесты, движение. Для развития выразительных движений используем этюды: «Лисичка подслушивает»«Вкусные конфеты»«Стрекоза замёрзла» и т. д. Также проводим работу над развитием движения, памяти, внимания.

В деятельность  включаем:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • разыгрывание простых сказок инсценировок;
  • упражнения по социально-эмоциональному развитию детей;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальные и невербальные).

Ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли – это способствует развитию уверенности в себе. Проигрывая роль в паре, ребенок развивает умение вести диалог с детьми, со взрослыми. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний постепенно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. В этом нам помогает логопед. Для отработки речи детей с удовольствием играем в игры «Интонации»«Разные настроения», В которых надо по картинкам с разной интонацией произнести слова «возьми»», «принеси»«помоги» и др. злобно, приветливо, небрежно. Используем подвижные игры: «Море волнуется…»«Сова»«Дедушка Мазай» и др. Передавать характерные движения героев помогает музыкальное сопровождение: дети изображают «Снежинки»«Медвежата выздоровели»«Листопад», и др.

Такая работа проходит в тесном взаимодействии с родителями. Для этого организуем:

  1. наглядную информацию:папки-передвижки «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов;
  2. памятки «Организация театральной деятельности в старшем возрасте», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности»;
  3. посещение театра с родителями;
  4. совместное участие в постановках;
  5. индивидуальные беседы;
  6. помощь в изготовлении костюмов и декораций.

Поэтому повторный анализ развития коммуникативных навыков через театрализованную деятельность в конце года должны показать, что:

  • Дети стали активнее взаимодействовать друг с другом в разных видах деятельности.
  • В общении со взрослыми могут быть инициаторами беседы, разговора.
  • Дети знают много сказок, небольших инсценировок.
  • Большинство детей с интересом участвует в драматизации и любят выступать (на праздниках).